Блог

Почему анализ рынка кому-то можно сделать за 30 т.р., а кому-то за 430 т.р.?

Анализ рынка помогает понять, что сделать в бизнесе, чтобы зарабатывать больше. Почему при каких-то ситуациях анализ можно сделать самим за 3 дня, а на какой-то нужно нанимать команду со стороны и выделять бюджет?

Конечная цель любого анализа рынка − формирование или пересмотр тактики или стратегии. Грамотно проведенный анализ рынка уменьшает неопределенность рыночной ситуации и обозначает ориентиры развития бизнеса.

Полина Дылдина: «Решение о проведении анализа рынка, как правило, принимается, когда собственник сталкивается с неочевидной ситуацией и ему не хватает информации для принятия управленческого решения, а риски снизить хочется. Здесь главный аргумент для исследования − то, что расходы на проведение анализа значительно ниже, чем ожидаемая прибыль от правильного решения в конкретной бизнес-ситуации».

Что поможет понять анализ рынка и внутренней среды компании:

  • Оценить текущую эффективность бизнеса: растет доля на рынке или уменьшается с учетом динамики рынка
  • Какие проблемы в маркетинге существуют: клиенты теряют лояльность и уходят к конкурентам, реклама проходит неэффективно, низкий уровень сервиса и пр.
  • Появились ли на рынке свободные ниши и незамеченные конкурентами сегменты клиентов
  • Какую ценовую политику (цены, акции, скидки, программы лояльности) используют конкуренты, что можно перенять
  • Какие еще товары и услуги хотят покупать клиенты
  • Как выгодно выстроить расширение или выход на новый рынок
  • Способы продвижения конкурирующих фирм, их фишки и особенности и т.д.

Большинство исследований длятся в среднем 1-2 месяца, однако могут быть выполнены и в недельный срок, если требуется изучить что-то конкретное, например, качество обслуживания.

Маркетинговая информация о рынке и состоянии компании обычно собирается из:

  • готовых данных (данных федеральной и региональной статистики, экспертных материалов, ранее проводимых исследований);
  • наблюдения, в т.ч. при помощи «тайных покупателей» (подробнее о методе с примерами мы писали здесь);
  • анализа конкурентов (сайтов, социальных сетей, клиентского сервиса)
  • отзывов клиентов в открытых источниках;
  • интервью с руководящим составом организации, специалистов отделов прямых продаж, маркетинга и сбыта;
  • анкетирования реальных и потенциальных клиентов.

Стоимость анализа рынка:

Стоимость зависит от трудоемкости сбора информации, самой ниши, необходимости проведения количественных методов (опрос, фокус-группа), географии анализа, глубины аналитики получаемых данных.

Для ориентира мы составили таблицу, в которой приблизительно отразили глубину изучения рынка при определенных затратах на проведение анализа.

Как видно из таблицы, определенный результат даже при минимальных затратах получить можно. Однако, степень их достоверности будет невысокой – это значит, что неопределенность при принятии управленческих решений останется. Если гипотезы подтверждает один источник информации – это статистическая погрешность, а вот если 3-5, то можно уже говорить о четкой закономерности.

Выбирая дешевый вариант, вы не решите эти бизнес-задачи:

  • продажи так и будут продолжать падать, так как вы не отследите через данные клиентской службы, подробный анализ клиентов, через тайного покупателя причину оттока клиентов.
  • достаточной информации о выходе на новый рынок или расширении ассортимента не будет, так как недостаточно будут изучены конкуренты, не будет оптимизирована внутренняя тактика компании, не понятна ценовая политика бизнеса и прорывные способы продвижения.
  • место на рынке, вес компании останутся все так же практически неизвестными, потому что не проанализированы все конкуренты, их роль, весомость, не получены значимые данные от ЦА конкурентов, не понятно, как продвигается лидер и как защищает свое положение.

Анастасия Дар: «После анализа ситуации на рынке и внутри компании становится видно, что можно просто отключить или несильно «докрутить» и уже получить +Х% к прибыли. А если предстоят масштабные преобразования для захвата лидерских позиций или расширению бизнеса, мы вообще не понимаем, как можно делать это исходя из одной интуиции».

Каждый проект клиента мы начинаем с аудита, поэтому готовы помочь, если вы заметили в вашем бизнесе:

  • снижение продаж или уже откровенный застой;
  • непонятные результаты и коммуникации в отделе маркетинга;
  • малоэффективные рекламные кампании;
  • отсутствие понимания, как выйти на новый рынок, запустить новый продукт;
  • высокая конкуренция в сфере, выход нового заметного конкурента на рынок.

Мы выясним, как раскрыть потенциал вашего бизнеса и наладить систему маркетинга. Даже если с продвижением сейчас все отлично, поработаем над тем, чтобы улучшить остальные аспекты маркетинговой деятельности компании.

Пишите нам в мессенджерах или на сайте. Эффективного всем продвижения!