Руководство «Пермского завода упаковки» задумалось об освоении новых видов производств с целью повышения эффективности бизнеса и получения экономической выгоды. Нам была поставлена задача рассмотреть перспективность рынка определенных видов бумажной упаковки.
Цель:
Оценить спрос и перспективы выхода на рынок V- и П-образных бумажных пакетов в 3-х регионах РФ (Пермский край, Удмуртская республика, Свердловская область).
Состав исследования:
- анализ тенденций рынка бумажных пакетов по открытым данным, в т.ч. анализ законодательства,
- анализ поведения участников рынка в интернете,
- интервью с руководством покупателей в ключевых нишах в Пермском крае,
- интервью с дистрибьюторами бумажной упаковки в Пермском крае,
- анализ ассортимента, ценовой политики, способов сбыта и продвижения конкурентов,
- выбор наиболее ходовых позиций бумажных пакетов,
- прогноз перспективности ниш для сбыта бумажных пакетов.
Итоговые результаты:
- на рынке реализуется более 80 видов бумажных пакетов, отобрано 7 самых ходовых,
- проанализировано 28 конкурентов, определены их ценовая политика и способы продвижения,
- отобрана самая перспективная ниша для сбыта,
- посчитан объем рынка по 3 регионам с помощью методов TAM, SAM, SOM и определена перспективность выхода на рынок.
Подробнее о ходе работ:
Анализ внешней среды показал текущую ситуацию на рынке РФ, динамику и тренды.
SWOT-анализ позволил выделить возможности и угрозы для заказчика на рынке бумажной упаковки, а также сформулировать дополнительные гипотезы для исследования.
По результатам анализа были предложены 4 стратегии конкурентной борьбы на рынке.
Интервью с руководителями покупателей продукции в ключевых ниш Пермского края позволили выделить:
- основные требования к упаковке,
- основные места покупки,
- факторы, влияющие на выбор продавца,
- проблемы в упаковке и при закупе, которые могут помочь в отстройке от конкурентов.
Наш тайный покупатель посетил более 30 точек продаж, где используют бумажные пакеты. Полученная информация была использована в т.ч. для определения наиболее популярных типов и размеров упаковки.
Исследование показало, что производители и дистрибьюторы реализуют более 80 видов бумажных пакетов. Для определения наиболее ходовых пакетов мы пообщались с 4 дистрибьюторами в Пермском крае. Также целью разговора было понять, насколько они заинтересованы в покупке продукции у нового и перспективного производителя.
На основе исследования мы отобрали 7 наиболее ходовых пакетов и посчитали вилку цен на единицу продукции по РФ и 3 регионам отдельно при разных объемах закупки.
Для определения ценовой политики конкурентов, их способов продвижения мы проанализировали 28 производителей и дистрибьюторов. Оказалось, что конкуренты продвигаются в основном через контекстную рекламу и геосервисы (2ГИС, Яндекс Карты), а активные социальные сети есть только у 3 конкурентов.
Для оценки наиболее перспективной ниши для сбыта мы посчитали емкость рынка в 3 выбранных регионах, опираясь на данные анализа рынка, наблюдений тайного покупателя, конкурентного анализа и количества торговых точек, использующих бумажные пакеты.
Также мы посчитали общий, доступный и потенциально достижимый объем рынка бумажных пакетов на нескольких тендерных площадках за 3 года.
Оценка рынка по методу TAM, SAM, SOM помогла прикинуть перспективы роста и то, стоит ли вкладывать деньги в производство.
Выводы:
В ходе исследования мы выделили самую перспективную нишу для сбыта продукции заказчика, которая подходит по объему, динамике к росту и небольшому количеству конкурентов. Удивительно, но это не кафе и рестораны. При этом данная ниша была самой привлекательной во всех 3 регионах.
Кроме того, заказчик получил проверенную информацию, необходимую для принятия взвешенного управленческого решения в части открытия производства бумажных пакетов. В этом помогла оценка рынка по методу TAM, SAM, SOM, позволившая понять перспективы и прибыльность нового производства.
Оценка цен и ценовой политики конкурентов позволит корректно рассчитать стоимость за единицу продукции при разных объемах закупа и оценить, насколько новое направление будет рентабельно для бизнеса.